Требования к претендентам на присвоение статуса адвоката: история и современность.Судебная реформа 1864 г. стала самым значимым для развития института адвокатуры со времен ее фактического зарождения и по настоящее время, учреждалась реально действующая, настоящая адвокатура.
Не даром современники так отзывались о результатах судебной реформы: «Прокуратура, и следственная часть, и адвокатура, глубоко проникнутые важностью возложенной на них задачи, проявляли редкую солидарность. На суд смотрели, как на храм правосудия; люди, призванные этот суд вершить, священнодействовали».
Многие из положений Указа 1864 г. Императора Александра II «Об учреждении Судебных установлений» нашли свое прямое отражение в действующем законодательстве и легли в основу ФЗ «Об адвокатской деятельности…».
Естественно, для того, чтобы выполнять столь важные задачи, и кандидаты на столь высокие должности должны были соответствовать самым серьезным на тот период требованиям. Но, что самое важное, эти требования практически полностью перешли в современные нормативные акты, ведь при подготовке ФЗ «Об адвокатской деятельности…» у авторов Закона имелась цель сформировать современную адвокатуру РФ как прямую наследницу Российский присяжной адвокатуры и ее строгих традиций.
Указ «Об учреждение Судебных установлений» ужесточил образовательный ценз для кандидатов в присяжные поверенные, внес требования по наличию определенной практики в судебной сфере, что повысило их нравственный облик и дало необходимое доверие со стороны граждан Российской империи.
Так, в соответствии с Указом имелась обязательность к кандидатам «иметь аттестаты университетов об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках».
Требования наличия обязательного профессионального опыта включали в себя «необходимость практики более пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников».
В действующем ФЗ «Об адвокатской деятельности…» требования к претендентам на присвоение статуса адвоката включают необходимость как определенного образовательного ценза, так и необходимость наличия юридической практики. Образовательный ценз согласно изменений от 22.04.2024г. включает требование о том, что статус адвоката вправе приобрести лицо, получившее высшее образование квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра. Тем самым, законодателем ужесточен законодательный ценз, подобно тому, как этот ценз был повышен и в XIX, что, безусловно, должно положительно повлиять на уровень знаний претендентов привести к росту авторитета современной Российской адвокатуры.
В части наличия необходимого опыта работы в ФЗ «Об адвокатской деятельности…» указано на наличие стажа по юридической специальности не менее двух лет, либо необходимости пройти стажировку в адвокатском образовании. Таким образом, в настоящее время существенно снижены требования к наличию юридического стажа у претендентов на присвоение статуса адвоката, по сравнению с кандидатами XIX века, которым нужно было иметь стаж не менее пяти лет на судебных должностях. Тем самым происходит омоложение адвокатуры. Стоит отметить, что в последние годы сформировалась генеральная линия значительного числа адвокатских палат при присвоении претендентам статуса адвокатов. В частности, при принятии решения о присвоении статуса, квалификационная комиссия более лояльно оценивает уровень знаний претендентов, которые непосредственно после окончания высшего учебного заведения проходили стажировку в адвокатском образовании. Указанным лицом отдается приоритет по сравнению с теми кандидатами, которые имели опыт государственной службы, либо опыт работы по юридической специальности в коммерческих организациях. Данное обстоятельство выглядит правильным в существующей парадигме, поскольку крайне несправедливо сравнивать на одном уровне знания лиц, имеющих длительный опыт государственной службы и вчерашних студентов. Кроме того, как показывает практика значительного числа адвокатских палат, адвокаты, имеющие опыт государственной службы, в процентном соотношении значительно превалируют в статистике возбужденных в отношении них уголовных дел по ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ч. 5 ст. 33 ст. 290/291 УК РФ (пособничество при даче/получении взятки). Учитывая складывающуюся в последние годы негативную практику возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов, и не желая тем самым портить статистику адвокатской палаты, квалификационные комиссии стали крайне пристально относиться к бывшим государственным служащим при присвоении статуса адвоката. Однако подобные обстоятельства довольно остро стояли и перед нашими великими предками, что также нашло отражение в нормативных актах XIX века, в связи с чем необходимо рассмотреть причины к этому ниже.
Так, Указом «Об учреждение судебных установлений», вводились требования к кандидатам в присяжные поверенные, были цензурированы категории лиц, которые не могли бы выступать в качестве претендентов. В частности, запрет распространялся на следующие категории:
- лица до 25 лет;
- иностранцев;
- несостоятельных должников;
- лицам, которые состояли на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
- лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
- состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
- исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
- те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.
В современном законодательстве, ввиду изменения социума и развития государства в целом, многие из положений Устава 1864г. напрямую не используются, однако это не говорит о том, что они потеряли актуальность.
Согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности…» запреты для претендентов на приобретение статуса адвоката существенно сужены, в частности: «Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката лица: 1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления».
Тем, не менее, современные нормативные акты, в том числе и подзаконные, существенно дополняют законодательство. Так, нормативный запрет на получение статуса лицами моложе 25 лет в ФЗ «Об адвокатской деятельности…» отсутствует, однако фактическая невозможность получения статуса адвоката данной категорией граждан предусматривается следующими обстоятельствами: граждане РФ заканчивают получение среднего (общего) образования в 17-, либо 18-летнем возрасте, срок получения степени бакалавра в высшем учебном заведении составляет не менее 4 лет при очном обучении. В свете изменений, внесенных в ФЗ «Об адвокатской деятельности…» в 2024г. кандидатам на получение статуса адвоката также необходимо окончить магистратуру соответствующего профиля, где срок обучения составляет не менее 2 лет по очной форме обучения. Также согласно указанных выше нормативных требований для претендента необходима юридическая практика не менее 2 лет, либо стажировка в адвокатском образовании. Таким образом, исходя из указанных выше формальных действий, претендент не может быть моложе 25 лет, что соответствует закрепленному в Указе 1864г. Безусловно, имеется несколько возможностей предварить данный возраст, а именно: сдача экзаменов экстерном в общеобразовательной школе, либо ВУЗе, а также получение юридического стажа путем трудоустройства в органы государственной власти, коммерческие организации, либо стажером/помощника адвоката на старших курсах ВУЗа. В настоящее время прямые нормативные запреты к этому отсутствуют, в связи с чем, исходя из практики некоторых адвокатских палат, нередки прецеденты получения статуса адвоката лицами как 22-х, так и в 23-х летнем возрасте.
Запрет присвоения статуса адвоката иностранцам в современном законодательстве отсутствует. Согласно п. 6 ст. 9 «Об адвокатской деятельности…»: «Иностранные граждане и лица без гражданства допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории РФ в случае, если иное не предусмотрено ФЗ, только после получения статуса адвоката в порядке, установленном ФЗ». Однако в правовой действительности у таких лиц проявляются некоторые ограничения, которые, безусловно, нельзя назвать дискриминационными, однако они требуют глубокого анализа перед принятием решения о присвоении статуса. В частности, такие адвокаты не смогут осуществлять защиту по уголовным делам, связанным с государственной тайной, для них имеются особенности налогообложения. Кроме того, при проходе в здания судов, в частности, в Верховный суд, в соответствии с действующим регламентом ВС РФ требуется оформление пропуска, который выдается при предъявлении паспорта гражданина РФ, паспорта иных стран не всегда могут быть адекватно проверены имеющимся у сотрудников ФССП РФ оборудованием. Кроме того, при оформлении бесплатной усиленной цифровой подписи, необходимой для полноценной реализации возможностей ГАС «Правосудие» и «КАД Арбитр», необходимо использование портала «Госуслуги», все функции которого в полном объеме доступны лишь гражданам РФ. Указанные препятствия нивелируются при оформлении двойного гражданства, что показывает успешная практика ряда адвокатов. Возможность легального оформления множественного гражданства является правовой новеллой XX века, что является значительным прогрессивным изменением законодательной парадигмы.
Прямой запрет на получение статуса адвоката лицами, состоящими в процедуре банкротства, т.е. несостоятельных должников в современном законодательстве отсутствует. Однако данному вопросу посвящено Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам от 4 декабря 2017 г. «О банкротстве гражданина, обладающего статусом адвоката». Согласно указанных Разъяснений окончание процедуры банкротства не создает запрета на занятие адвокатской деятельностью и не влечет прекращение его статуса. Однако процедура банкротства создает трудности, связанные с невозможностью в полном объеме сохранять сведения, составляющие адвокатскую тайну, ограничивает возможность делать отчисления на нужды адвокатских образований. При этом в случае выявления в ходе процедуры банкротства фактов нарушения законодательства об адвокатуре, имеется возможность применения дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката. В настоящее время согласно имеющейся положительной практики некоторых адвокатских палат в период, предшествующий сдаче квалификационного экзамена, специалистами палаты субъекта производится проверка на наличие процедуры банкротства кандидата с целью превенции негативных последствий, связанных с последующей неуплатой взносов. О наличии указанных обстоятельств претенденту может быть задан вопрос перед квалификационным экзаменом, что, безусловно, будет принято в качестве субъективного фактора при принятии решения квалификационной комиссией адвокатской палаты субъекта. Тем самым, запрет на присвоение статуса неплатежеспособным лицам, в настоящее время нормативно не закреплен, однако фактически он продолжает соблюдаться негласно в ряде субъектов РФ. По указанным причинам можно ожидать внесение изменений в действующее законодательство, связанных с нормативным закреплением запрета присвоения статуса адвоката лицам, находящимся в процедуре банкротства.
Подводя итог, следует отметить, что значимость Указа 1864г. трудно переоценить, ведь именно благодаря ему сформировался облик современной Российской адвокатуры. Практически все положения, сформулированные в ходе судебной реформы, используются и в настоящее время, не претерпев фундаментальных изменений. Правоприменительная практика на протяжении полутора веков подтвердила безусловную справедливость положений, сформулированных в XIX веке, поскольку до настоящего времени они не потеряли актуальности. Рассматривая требования к претендентам на присвоение статуса адвоката в ретроспективе Указа 1864г. следует отметить, что практически все существовавшие положения, хоть и в несколько измененном виде, продолжают быть актуальными, как на нормативном уровне, так и ввиду закрепления в административных процедурах, сопутствующих исполнению обязанностей адвоката. В этом проявляется неразрывная связь истории и современности, что подкрепляет незыблемость этого постулата.
Адвокаты КККА «Содружество» Дарья Майко и Дмитрий Ломако