Стоит ли жаловаться?

Человек, попавший в поле зрения правоохранительной системы Российской Федерации, располагает весьма незначительным набором мер ответного воздействия на произвол со стороны сотрудников правоохранительных органов. Значительный перекос в сторону ничем не контролируемых властных полномочий, которыми располагают в силу закона полицейские, сотрудники прокуратуры и суда не позволяет рядовому гражданину своевременно выявить и отреагировать на нередкие случаи злоупотребления правом с их стороны. Достаточно часто встречаются факты необоснованного ограничения прав и свобод граждан в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий и/или предварительного расследования по уголовным делам. Одиозными примерами могут быть: просьбы полицейских предоставить мобильный телефон для установления его серийного номера с целью проверки его нахождения в базе украденных телефонов; принуждение работниками оперативных служб к прохождению дактилоскопирования и фотографирования граждан, не являющихся подозреваемыми и обвиняемыми по уголовному делу; доставление лиц, в отношении которых не были применены меры официального задержания в отделы полиции и прокуратуру; введение в заблуждение граждан, находящихся в отделе полиции или прокуратуре о необходимости пребывания там на протяжении чрезмерно длительного времени.

Отдельным блоком необходимо вспомнить промежуточное и окончательное процессуальное решение о возбуждении, приостановлении и отказе в возбуждении уголовного дела. Не менее значимыми могут быть судебные постановления, которыми затрагиваются законные права и свободы граждан.

Действующее законодательство предлагает использовать институт обжалования. Адресатом жалоб граждан могут быть: вышестоящее руководство должностного лица, прокуратура и суд. Иными инструментами гражданин попавший под каток правоохранительной системы Российской Федерации не в состоянии защитить себя иным образом.

По нашему глубокому убеждению реализовать свое право на обжалование необоснованных и несвоевременных действий людей в погонах можно и нужно. Своевременно поданная жалоба позволяет «узнать стране своих героев в лицо». В процессе проверки поданной жалобы должностному лицу приходится не только обосновывать правомерность и необходимость принятого им решения, но и давать объяснение на предмет наличия или отсутствия в его действиях возможных злоупотреблений властными полномочиями.

Необходимо помнить, что любая жалоба влечет комплекс проверочных действий со стороны адресата жалобы. Инициатор жалобы должен получить мотивированный развернутый ответ об итогах рассмотрения его обращения.

Кроме того, сам факт поданной жалобы документально закрепляет несогласие гражданина с теми или иными действиями, процессуальными решениями правоохранительных органов. Наличие ряда жалоб по одного и тому же вопросу или в отношении одного и того же сотрудника создает солидный фундамент для сомнения в его правоте.

Богатый опыт в составлении различных жалоб и контроля за их исполнением позволяет настаивать на том, что жаловаться не только можно, но и нужно для защиты Ваших прав и свобод.