Оспаривание решений налогового органа

Вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, в частности, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, сейчас более чем, актуален. Нередко по результатам проведенных проверок налогоплательщик привлекается к ответственности и несет обязанность по уплате выявленных недостающих сумм налогов и штрафов. Из двух основных видов существующих налоговых проверок, наиболее «опасной» является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка  –  это вид налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика и по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в то время как камеральная – по месту нахождения налогового органа и на основе налоговых деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган в случае выездной проверки имеет больше шансов обнаружить те или иные нарушения, допущенные налогоплательщиком, и составить по результатам проверки отнюдь не радостный документ.

Результатом выездной проверки становится акт налогового органа. Ему предшествует справка о проведенной проверке, которая выдается налоговым инспектором сразу после окончания проверки. Вышеупомянутый акт должен быть составлен не позднее 2-х месяцев со дня составления справки и передан лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю не позднее 5 дней с момента составления. В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган направляет его заказным письмом и в этом случае датой вручения считается шестой день с момента отправки письма.

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным актом, он вправе предоставить письменные возражения в течение одного месяца с момента получения акта. Порядок действий на данном этапе определен п. 6. ст. 100 НК РФ.

По истечении месяца, отведенного для предоставления возражений, налоговые инспекторы передают материалы проверки руководителю налогового органа или его заместителю. Он должен рассмотреть их и в течение 10 рабочих дней принять решение о привлечении либо об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Решение о привлечении либо об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Итак, после вынесения решения у налогоплательщика возникает право обжалования данного документа.

С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок обжалования всех решений налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Это означает, что до обращения в суд налогоплательщик  сначала должен подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Только после рассмотрения жалобы в Управлении ФНС  налогоплательщик получает право на обращение в арбитражный суд.

Жалоба в Управление может направляться как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором – просто о жалобе. В чем разница между этими процедурами, и какая из них выгоднее?

Апелляционная жалоба, как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы – один месяц  с момента вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу и обосновывающие ее документы следует подавать в вышестоящий налоговый орган через тот орган, который принимал соответствующее решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Тот, в свою очередь, обязан в течение трех дней передать полученную жалобу в вышестоящий орган.

В течение месяца со дня получения жалобы вышестоящий орган обязан принять решение. Указанный срок может быть продлен для получения от нижестоящих налоговых органов документов, необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, вышестоящий налоговый орган вправе как оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения, так и отменить, или изменить решение полностью или в части.

О том, какое решение будет в итоге принято, налогоплательщика обязаны проинформировать в течение трех дней со дня его принятия.

Преимущество подачи апелляционной жалобы – решение ИФНС не вступит в силу вплоть до его утверждения (или отмены) вышестоящим налоговым органом. А максимальный срок, который НК отводит на это инспекции, может достигать 2-х месяцев (п. 6 ст. 140 НК). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что судебное обжалование решения, не вступившего в силу, НК признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика – суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.

В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС России и / или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.

Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК).  В случае пропуска по уважительной причине этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе на вступившее в силу решение также принимается в течение месяца с момента получения данной жалобы.

Процедура рассмотрения спора, когда налоговое правонарушение было выявлено вне рамок проведения проверки, описывается в ст. 101.4 НК РФ.

Если в результате вынесения негативного для налогоплательщика решения ему направлено требование об уплате штрафа (пеней, налогов), то он может такое решение обжаловать. Но подобное обжалование в этом случае оформляется не апелляцией, а простой жалобой в вышестоящий орган. При этом решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней. В случае отказа налогоплательщик имеет право обжаловать решение либо в УФМС России, либо в суде.

Если все досудебные возможности были испробованы, но налогоплательщик по-прежнему считает, что его права нарушены, остается возможность рассмотрения жалобы в суде.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Действующая редакция ст. 138 НК РФ обозначила момент, с которого возникает право для обращения в суд: когда субъекту стало известно о вынесении апелляционной инстанцией соответствующего решения, либо когда закончился срок для вынесения такого решения.

При составлении заявления в суд, налогоплательщику необходимо руководствоваться положениями АПК РФ, которые устанавливают требования к форме, а также к содержанию заявления (ст. ст. 125, 126, 199 АПК РФ).

В отличие от ФНС, Арбитражный суд является более независимым арбитром, и шансы организации на защиту своих законных интересов в этой инстанции заметно возрастают.

Обратитесь к налоговому адвокату: подача иска в суд не является бессмысленной процедурой. Отсутствие каких-либо документов, неявка свидетелей, процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом в ходе проверки, могут послужить основанием для отмены решения о взыскании налогов. Найти эти основания – непростая задача, которая под силу только опытному адвокату по налоговым спорам.